Алена Савчук
Алена СавчукКонтент-менеджер
21.03.2014

Ориентиры на местности: как клиенты просматривают ваш сайт

— Разместите наш логотип в левом углу!
— Напишите про акцию крупными буквами!
— Никто не прокручивает длинную страницу вниз — уместите все в первом экране!

Эти и подобные пожелания мы слышим практически каждый день. Многие считают, что именно такие приемы заставляют посетителя внимательно изучить их предложение. Увы, в реальности все гораздо сложнее.

Что такое айтрекинг и зачем он нужен

Айтрекинг (или, если вам больше нравятся русскоязычные темины, окулография) — это наблюдение за движениями человеческого глаза при помощи компьютерных технологий. Проще говоря, компьютер отслеживает, сколько и куда вы смотрите. Основная цель такого исследования — обнаружить поведенческие схемы, по которым вы сосредотачиваете свое внимание на том или ином объекте. В том числе — на страницах сайта.

В ходе тестирования испытуемые разглядывают различные интернет-страницы: изучают предложения, заполняют формы, делают покупки, а компьютеры фиксируют направления их взглядов. Потом с помощью полученных данных делается вывод, чему из увиденного было уделено основное внимание посетителя.

По траекториям букв F, E и Г

Исследование Якоба Нильсена и его коллег, проведенное в 2006 году на 232 пользователях, показало, что все люди просматривают любой сайт похожим образом. При изучении страницы глаза рисуют очертания буквы F: сначала слева направо тщательно просматривается верхний блок материалов, затем так же слева направо, но уже менее тщательно, просматривается блок в середине, а потом — левая сторона страницы. То есть, с высокой вероятностью пользователь сначала читает заголовок и видит логотип вверху страницы, затем бегло просматривает основной текст по диагонали (при этом левой части строк уделяется больше внимания, чем правой), а затем знакомится с левой частью страницы.

F — самый распространенный, но не единственный вариант траектории взгляда. Иногда пользователи рассматривают страницу по траектории буквы E — в этом случае просматривается так же нижний блок материалов. Иногда исследователи сталкивались с просмотром по линиям буквы Г — то есть, внимательнее изучается контент в верхней части и левая колонка.


Слева направо перед вами тепловые карты, составленные по движениям глаз пользователей для страницы «О компании», для страницы с описанием товара и для страницы с поисковой выдачей. Красным цветом на изображении отмечены места, куда пользователи смотрели чаще всего, синим — места, которые были почти полностью проигнорированы.

Конечно, в пользовательском поведении отмечались и некоторые нюансы: например, было замечено, что люди образованные внимательнее просматривают текст, а малограмотные просто бегло скользят по нему глазами.

Подобные тесты проводили и специалисты компании Google: они пригласили 34 добровольцев, подключили к ним приборы и выяснили, что основное внимание сосредотачивается на верхней левой части сайта. То есть, взгляд испытуемых всегда упирался в верхний блок и в левый верхний угол страницы — так называемый «золотой треугольник». Любопытно, что на итоги теста не повлияло ни наличие картинок, ни реклама, показываемая на страницах.

А вот в правой части страницы образовывалось «слепое пятно» — место, куда взгляды пользователей попадали реже всего.

Практические выводы: что и куда разместить на сайте

Опираясь на данные Якоба Нильсена и Гугла, можно сделать следующие выводы:

  1. Самая важная информация должна быть показана вверху, в заголовке или в первых двух абзацах. При этом слова, несущие основную смысловую нагрузку, лучше размещать в начале строки — чем ближе они к правому краю, тем ниже шансы, что пользователь до них дочитает. Исключение из этого правила — описание товара или торгового предложения: именно их посетители готовы изучать долго и внимательно.
  2. Логотип лучше тоже разместить слева сверху (и не «заглушайте» его баннерами!).
  3. Меню сайта и основные навигационные элементы также должны находится вверху страницы. При этом самые востребованные кнопки и элементы управления лучше располагать рядом друг с другом. Так посетитель скорее в них сориентируется и сможет быстро сделать то, за чем он пришел на сайт.
  4. Используйте в тексте списки и подзаголовки. Они сразу бросаются в глаза, даже при беглом взгляде на текст, и помогут пользователю быстро понять, о чем идет речь на данной странице.

Средства с недоказанной эффективностью

Также окулографические исследования помогли понять, какие из популярных советов по размещению информации не оправдали себя в полной мере. Одно из таких изысканий состоялось в Германии, в университете города Оснабрюк, на базе лаборатории нейробиопсихологии. В описываемом исследовании приняли участие 46 человек, которые просмотрели более 200 страниц в интернет-магазинах. По окончании эксперимента ученые собрали и проанализировали 261 150 траекторий, по которым двигался взгляд пользователей.

  1. Лица людей привлекают не так много внимания, как мы привыкли думать. В результате тестов выяснилось, что пользователи смотрят на лица моделей гораздо реже, чем на меню, заголовки и текст. Нам кажется, что мы чаще смотрим на лица только потому, что лица вызывают у нас эмоциональную реакцию, и именно за счет этой реакции мы запоминаем, что мы на них смотрели.
  2. Не нужно выносить всю важную информацию на первый экран — пользователи отлично умеют скроллить (прокручивать) страницу. Чем ниже можно прокрутить страницу, тем ниже люди будут ее прокуручивать. Компания ContentVerve провела следующий эксперимент: они переместили кнопку отправления заявки в нижнюю область страницы, до которой не добраться без прокрутки. Это нисколько не смутило клиентов, наоборот — в результате конверсия страницы увеличилась на 304% (пользователи стали отправлять запросы в три раза чаще).
  3. Огромные буквы не сделают ваш текст заметнее. Это доказали посетители сайта железных дорог Канады, которым было дано задание купить билет со скидкой. На главной странице сайта висел крупный баннер с гигантстскими буквами, предлагавший скидку. Но никто из участников эксперимента даже не взглянули на этот баннер! Поэтому не переоценивайте значение крупных надписей: они вовсе не панацея.
  4. Слово «бесплатно» также не гарантирует зрительского внимания. Психологически этот феномен можно объяснить тем, что люди либо не ожидают каких-то стоящих услуг за «просто так», либо не склонны доверять предложению.

Если вам любопытно, как клиенты воспринимают именно ваш сайт, можно воспользоваться бесплатным сервисом EyeQuant.